Что такое клиентоориентированность и чем она полезна для бизнеса
Экономист Питер Друкер говорил о клиентоориентированности еще в 1954 году. Целью бизнеса он считал — создание клиента, готового к покупке. Если компания слышит и удовлетворяет желания покупателей, она может достигнуть успеха в продажах.
Клиентоориентированность — это стратегия ведения бизнеса, главная ценность которого — потребности клиентов. Такой подход увеличивает лояльность и количество покупателей, средний чек и повторные покупки.
С помощью клиентоориентированности вы улучшите продажи — клиенты будут видеть качество обслуживания и понимать, за что платят. Подход поможет увеличить конкурентоспособность и снизить отток клиентов. Однако чтобы внедрить клиентоориентированность, потребуется время на анализ обслуживания, рынка и покупателей.
  
Принципы клиентоориентированности
Клиентоориентированная компания работает в двух направлениях: удовлетворение потребностей покупателя и мотивирование сотрудников соответствовать стандартам обслуживания.
Понимание клиента. Чтобы удовлетворять желания клиента, проводите регулярные исследования:
- 
	анкетирование и опросы; 
- 
	фокус-группы; 
- 
	глубинные интервью; 
- 
	анализ точек продаж конкурентов. 
На основе собранной информации можно составить портреты покупателей для следующих маркетинговых целей:
- 
	определить желаемый уровень клиентоориентированности; 
- 
	проработать уникальные торговые предложения; 
- 
	создать фирменный стиль и описать корпоративные ценности; 
- 
	подготовить визуал и контент сайта, социальных сетей; 
- 
	провести рекламные и PR-кампании. 
Клиентоориентированная компания знает текущие потребности клиента и умеет их предугадывать.
Забота о клиенте. Люди готовы платить не только за сам товар или услугу, а за ценность — то, что улучшает настроение, упрощает жизнь, экономит время. Бизнес должен делать жизнь клиента лучше, поэтому проблемы покупателя — не капризы, а точки роста:
- 
	создавайте приятный интерьер магазина, удобный интерфейс сайта или приложения; 
- 
	при возможности запоминайте покупателей в лицо: это сложно при большой проходимости, но эффективно в построении лояльности; 
- 
	развивайте «гибкие навыки» сотрудников (soft skills, эмоциональный интеллект) — чтобы быть дружелюбными и чувствовать настроения клиентов; 
- 
	предлагайте индивидуальные скидки, программы лояльности или подписаться на соцсети компании; 
- 
	публикуйте настоящие отзывы покупателей — руководителям необходимо работать над ошибками, а не писать фальшивые положительные отклики. 
Мотивированные сотрудники. Негативное впечатление клиента о каком-либо сотруднике проецируется на имидж бренда. Чтобы мотивировать персонал работать лучше, узнайте их ценности, обратитесь лично или создайте онлайн-анкету. Это могут быть материальные и нематериальные виды мотивации:
- 
	тимбилдинги; 
- 
	улучшение условий труда; 
- 
	обучающие мероприятия; 
- 
	премии, медстрахование. 
  
Виды клиентоориентированности
Внутренняя (направлена на персонал). Работа сотрудников напрямую влияет на клиентские чеки: рассказал ли менеджер об акциях, предложил ли участие в программе лояльности, посоветовал ли сопутствующие товары, учел ли пожелания клиента. Главное — проявить вовлеченность в решении проблем клиента. Если у покупателя остались положительные впечатления, консультант сделал все правильно.
Внешняя (направлена на покупателя). Это регламенты общения с клиентом: как правильно себя вести и что уместнее предлагать для каждого сегмента покупателей.
Как оценить клиентоориентированность
Для оценки клиентоориентированности проводят разные методы исследований (опросы, фокус-группы) или индекс NPS (Net Promoter Score), который показывает лояльность покупателей к бренду.
Чтобы рассчитать NPS, задайте покупателю вопрос, насколько он готов рекомендовать компанию близким по шкале от 0 до 10, где 0 — не готов рекомендовать, 10 — клиент лоялен.
Вопрос можно задать покупателям на точке продаж, отправить опрос на почту, в социальных сетях или мессенджерах. После сбора информации ответы поделите на три группы:
- 
	сторонники бренда, 9–10 баллов; 
- 
	нейтральные клиенты, 7–8 баллов; 
- 
	критики, 0–6 баллов. 
Индекс NPS рассчитывается как разница между сторонниками и критиками в процентах. Итоговое значение варьируется от −100% до +100%. Пример:
NPS=80% (сторонники)-15% (критики)=65%
Расшифровка показателя NPS:
- 
	+50% и больше — сервис увеличивает лояльность естественным образом; 
- 
	от +30% до +50% — средний показатель, необходимо развивать сервис; 
- 
	менее +30% — проведите анализ текущей обстановки и улучшайте качество сервиса. 
Также можно провести исследование NPS по конкурентам и сравнить значения по рынку. Это поможет определить дальнейшее развитие компании. На российском рынке мало компаний с высоким NPS, поэтому работа с клиентоориентированностью — способ выделиться на фоне конкурентов.
  
Как повысить клиентоориентированность
Соберите обратную связь по проблемам и пожеланиям от репрезентативной выборки покупателей, проанализируйте и введите новые регламенты работы.
Репрезентативная выборка — это группа лиц с необходимыми характеристиками для исследования. Опросить 100% целевой аудитории невозможно, а проанализировать несколько похожих по портрету респондентов — можно. Результаты исследования покажут преимущества и недостатки текущей клиентоориентированности, помогут внедрить новые подходы.
Советы по росту клиентоориентированности:
- 
	регулярно анализируйте обратную связь во всех источниках: жалобы и предложения в магазинах, отзывы в Интернете, комментарии в социальных сетях; 
- 
	мотивируйте клиентов программой лояльности, а сотрудников — премиями/бонусами; 
- 
	используйте CRM, система хранит информацию по каждому клиенту, вы сможете делать персональные предложения; 
- 
	придумайте несколько сценариев для типовых ситуаций: продажа сопутствующих товаров, возврат купленных продуктов или возмущение стоимостью товара; 
- 
	посмотрите, как конкуренты работают с клиентами, и позаимствуйте хорошие идеи; 
- 
	проводите тренинги, опросы и аттестацию сотрудников: вы поймете, что стоит улучшить в компании и повысите качество обслуживания покупателей. 
Примеры клиентоориентированных компаний в разных сферах
Магазины. У большинства магазинов есть программа лояльности: оплата покупок накопленными баллами, повышенный кешбэк в отдельных категориях. У интернет-магазинов — доступ к закрытым распродажам, персональные скидки.
Lamoda — онлайн-магазин одежды, аксессуаров и товаров для дома. Компания ведет технологический блог на Habr.com, развивает интернет-магазин и мобильное приложение на основе исследований целевой аудитории. Особенности программы лояльности:
- 
	скидка 25% на продукцию — зависит от количества накопленных баллов; 
- 
	баллы начисляют за отзывы и процент выкупа (сумма покупок от общей стоимости всех заказов); 
- 
	при высоком проценте выкупа можно заказывать больше товаров за раз без предоплаты. 
  
Банки. В этой сфере клиентоориентированность базируется на:
- 
	Private Banking — индивидуальном обслуживании клиентов с высоким уровнем доходов; 
- 
	обслуживании юридических лиц с гибкими персональными условиями; 
- 
	цифровизации процессов — банковские операции можно провести через онлайн-кабинет или мобильное приложение. 
Тинькофф — первый банк без отделений в России с 14 млн клиентов, третий крупнейший банк страны по количеству пользователей. Его программа лояльности для физических лиц включает:
- 
	онлайн-чат с круглосуточной поддержкой; 
- 
	онлайн-калькуляторы по кредитам и вкладам; 
- 
	бесплатное обслуживание детской карты; 
- 
	финансового голосового помощника; 
- 
	экосистему продуктов для упрощения жизни клиентов: Тинькофф Авиа, Тинькофф Инвестиции, Тинькофф Бизнес, Тинькофф Junior, журнал про финансы Т—Ж и другие. 
В программу лояльности для юридических лиц входят:
- 
	инструменты по управлению ликвидностью; 
- 
	сервисы для онлайн-работы: конструктор сайтов, облачный колл-центр, рассылки, кредитный брокер, онлайн-бухгалтерия, бухгалтерское обслуживание; 
- 
	поиск тендеров, таргет продуктов для клиентов банка. 
  
Медицина. Клиентоориентированность медицинских организаций проявляется в бонусных программах, скидках на услуги.
МЕДСИ — федеральная сеть из 31 клиники в Московской области и 16 в регионах. Компания предоставляет все медицинские услуги: от консультаций до хирургии. Особенности ее программы лояльности:
- 
	мобильное приложение SmartMed — онлайн-консультации с врачами, запись на прием, электронная медицинская карта; 
- 
	МЕДСИ Premium — для лечения пациентов с высоким уровнем дохода под присмотром ведущих врачей; 
- 
	бонусная программа — 5% от суммы покупки переходит в бонусы, пациент оплачивает бонусами до 100% услуги; 
- 
	повышенное начисление бонусов в день рождения, есть персональные акции и скидки. 
  
Рестораны. Клиентоориентированные рестораны внедряют бонусы, предлагают скидку в дни рождения клиентов, купоны и дарят съедобные подарки.
KFC — международный ресторанный холдинг, реализовал 50 благотворительных проектов на территории России, Украины и Беларуси.
Внутренняя клиентоориентированность компании включает:
- 
	запуск программы временного трудоустройства для партнеров компании во время коронавируса; 
- 
	единоразовые денежные выплаты — 1 000 долларов сотрудникам, пострадавшим от коронавируса; 
- 
	университет для сотрудников — факультеты корпоративной культуры, функционального образования, развития лидерства. 
Университет провел 400 тренингов, 2 000 сотрудников посещают обучающие семинары, 140 000 уже обучились и продвинулись в карьере.
  
Частые ошибки
Фальшивые отзывы. Ложные положительные отзывы не повысят уровень сервиса в компании, а негатив со стороны недовольных покупателей будет расти.
Внедрение улучшений в сервис без обратной связи клиентов. Примером такой ошибки можно считать случай в 2010 году — основатель Вконтакте Павел Дуров заменил «стену» из интерфейса платформы микроблогом. Пользователи не приняли нововведение, в Интернете появился слоган «Дуров, верни стену».
Навязывание услуг покупателям. На это часто жалуются клиенты банков. Сотрудники в офисе пытаются выполнить план продаж кредитных карт и страховок. Колл-центры регулярно звонят и предлагают услуги. Это отталкивает клиентов.
Что важно запомнить
- 
	Клиентоориентированный сервис анализирует текущие потребности покупателей, прогнозирует будущие и вызывает положительные эмоции у клиента. 
- 
	Чтобы оценить клиентоориентированность компании, посчитайте индекс NPS. 
- 
	Маркетинговые исследования целевой аудитории и HR-исследования сотрудников — регулярные инструменты для сбора обратной связи и коррекции стратегии компании. 
