Что такое маркетинговая среда
Маркетинговая среда — это различные влияния на бизнес и условия взаимодействия с клиентами, партнерами, поставщиками и остальными участниками рынка. Важно уметь адаптироваться под эти влияния и глубоко их изучить.
	 
Виды и факторы маркетинговой среды
В зависимости от факторов, маркетинговую среду разделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя
Внутренняя маркетинговая среда — это потенциал компании:
- 
	возможности, ресурсы (трудовые, технологические и финансовые); 
- 
	направление деятельности; 
- 
	умение подстраиваться к изменениям внешней маркетинговой среды; 
- 
	репутация, имидж и полученный опыт на рынке. 
Какие факторы раскрывают потенциал:
- 
	руководители, акционеры и иерархия сотрудников; 
- 
	профессиональные навыки, компетентность, должностные обязанности и мотивация персонала; 
- 
	продвижение товаров и конкурентные преимущества; 
- 
	качество продукции; 
- 
	продажи за установленный период; 
- 
	бюджет, бухгалтерия, кредиты, доходы и расходы, заработная плата. 
Внешняя
Внешняя маркетинговая среда — все, что может повлиять на деятельность компании извне. Внешнюю среду целиком сложно контролировать. Все глобальные процессы относят к макросреде, а более предсказуемой считается микросреда.
  
Микросреда фирмы. Предприятие и его сотрудники постоянно взаимодействуют с микросредой:
- 
	покупателями; 
- 
	поставщиками; 
- 
	конкурентами; 
- 
	партнерами; 
- 
	спонсорами; 
- 
	СМИ; 
- 
	банками и госорганами. 
Макросреда фирмы. Она оказывает влияние на бизнес независимо от его масштабов. Компоненты и факторы макросреды :
- 
	экономическая ситуация: платежеспособность аудитории, инфляция, отраслевые структуры, налоги; 
- 
	политика и законодательство: контроль предпринимательской деятельности, контроль прав потребителя, санкции; 
- 
	технологический прогресс: ужесточение требований безопасности, результаты новых исследований; 
- 
	социально-демографические показатели: численность населения, классовость, потребительская культура; 
- 
	социально-культурные изменения: массовая культура и ценности; 
- 
	природа и экология: опасность производства для окружающей среды, качество сырья, энергетические ресурсы; 
- 
	география: транспортировка сырья и товаров, сотрудники и партнеры из-за рубежа. 
  
Структура анализа маркетинговой среды
Микровнешнюю среду нужно анализировать отдельно от макровнешней. Процессы сильно отличаются масштабами и воздействием на вашу деятельность.
Анализ микровнешней среды. Определите, какие внешние условия позитивны и способствуют развитию вашей компании, а какие несут угрозу. Проанализируйте целиком всю отрасль, чтобы избежать проблем и найти точки роста конкретно для вашего бизнеса.
Анализ макровнешней среды. Изучите законодательство, экономическое положение, общие мировые течения экономики и маркетинга. Адаптируйте деятельность компании под них. Это даст преимущества за пределами компании.
  
Особенности и принципы исследования среды маркетинга
Для исследования маркетинговой среды есть специальные методики.
Анализ PEST изучает политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological) влияния. Помогает вовремя обнаружить новые тенденции и разработки.
Анализ ETOM (Enhanced Telecom Operations Map — расширенная карта телекоммуникационных операций) определяет потенциальные угрозы при выходе на рынок, помогает избежать крупных ошибок до старта продаж.
Анализ QUEST (Quick Environment Scanning Technique — техника быстрого сканирования внешней среды) считывает изменения и дает возможность быстро реагировать на внешние ситуации.
Анализ SWOT (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы) подойдет для планирования стратегии.
Коротко о главном
- 
	Если вы занимаетесь бизнесом или только планируете, то внимательно изучайте и анализируйте маркетинговую среду. 
- 
	И глобальные мировые процессы, и локальные действия ваших конкурентов, и изменения в законодательстве страны одинаково важны для анализа маркетинговой среды. 
- 
	Поймите, какие факторы влияют на компанию и как можно уменьшить угрозы для развития. 
- 
	Не игнорируйте изменения внешней среды, чтобы вовремя под них подстроиться. 
