Ситуация на рынке иногда меняется так быстро, что некоторые компании не успевают подстраиваться под новые условия. Подобные изменения произошли во время пандемии Covid-19, когда многие владельцы бизнеса оказались на грани банкротства.
Избежать подобных ситуаций помогает правильно составленный план стратегического развития. Он включает в себя разные методы оценок, в число которых входит PEST-анализ. Рассказываем, что это за инструмент и как его используют для изучения потенциальных рисков и возможностей.
Что такое PEST-анализ и зачем его проводить
PEST-анализ — это методика определения неконтролируемых внешних обстоятельств, которые влияют на бизнес. В рамках PEST анализируют политику (Politics), экономику (Economics), социум (Social), а также технологии (Technological). Это необходимо, чтобы предусмотреть, сократить или исключить влияние негативных факторов.
Существует похожий тип исследования — STEP-анализ. Он исследует то же самое, но в приоритете — социальные и технологические процессы. Некоторые компании используют и более расширенные обозначения. Например, когда важны экологические и правовые факторы, выбирают PESTEL-анализ. Для изучения локальных, национальных и глобальных уровней подходит LONGPEST-анализ.
Чем отличается от SWOT-анализа
Отличить один метод от другого просто: обстоятельства, на которые можно повлиять, относят к SWOT-анализу, а на которые нельзя — к PEST.
SWOT-анализ — изучение сильных и слабых сторон конкретного бизнеса, а также потенциальных возможностей и угроз. Под возможностями и угрозами здесь понимают факторы, которые касаются только одной компании, например, отток кадров из-за переезда в офис в другом конце города. То есть основной упор делается на внутренние бизнес-процессы.
Однако изучение внутренних факторов будет не совсем точным, если до этого не исследовали внешнюю среду. Именно поэтому сначала проводят PEST-анализ предприятия.
Преимущества и недостатки
Главные недостатки:
- 
	Невозможность точной оценки и прогнозирования. Ни одно исследование не дает 100% точности, и любой прогноз может оказаться неактуальным. Например, в случае резкого изменения курса валюты. Даже эксперты порой не могут дать оценку происходящему. 
- 
	Субъективное отношение сотрудников к глобальным изменениям. PEST-анализ необходимо проводить коллективно: собрать топ-менеджмент, маркетологов, аналитиков, ключевых сотрудников отдела продаж. Их мнения могут различаться, иногда в корне. Одно событие для кого-то оказывается позитивным, а для кого-то — нет. Это затрудняет принятие итоговых решений. 
Преимуществ у PEST-анализа гораздо больше, чем недостатков. Он помогает решить следующие задачи:
- 
	изучить глобальные тенденции рынка; 
- 
	предвидеть микротренды; 
- 
	скорректировать стратегии продаж и маркетинга; 
- 
	выявить риски; 
- 
	подготовиться к ухудшению ситуации; 
- 
	спланировать бюджет; 
- 
	повысить конкурентоспособность бизнеса и опередить конкурентов; 
- 
	вовремя адаптироваться к изменениям под влиянием внешних факторов; 
- 
	определить наиболее эффективные тактики развития компании. 
Такой метод нельзя выбирать в качестве основного способа развития, но он отлично работает в совокупности с другими маркетинговыми инструментами.
Кому необходим
В кризисных ситуациях малый бизнес и стартапы страдают в меньшей степени, чем крупные компании. Поэтому PEST-анализ, в первую очередь, необходим среднему и крупному бизнесу. В частности, если компания сотрудничает с зарубежными партнерами.
В качестве примера PEST-анализа перечислим факторы, которые влияют на деятельность российской турфирмы:
- 
	политические: обострение международных отношений, прекращение авиасообщения с некоторыми странами, проблемы с оформлением виз; 
- 
	социальные: рост популярности внутреннего туризма; 
- 
	экономические: рост инфляции; 
- 
	технологические: развитие онлайн-сервисов с одной стороны и прекращение работы многих технологических платформ — с другой. 
Это лишь очевидные обстоятельства. Во время проведения настоящего анализа вы выявите гораздо больше факторов.
Виды PEST-анализа
Выбор разновидности анализа зависит от цели проведения исследования, рыночных условий, в которых работает компания, и индивидуальных особенностей конкретного бизнеса.
Основных внешних обстоятельств всего 4, но вам потребуется более детальный анализ, если вы ведете бизнес в нескольких странах и необходимо учитывать ситуацию в каждой.
Выделяют 5 видов PEST-анализа. Они отличаются не только дополнительными буквами в аббревиатурах, но и их расположением (по приоритетности факторов):
- 
	PESTEL. Дополнительные буквы обозначают экологию (Environmental) и право (Legal). 
- 
	PESTELI. Добавляют анализ отрасли (Industry Analysis). 
- 
	LONGPEST. Прежде всего учитывают местные (Local), национальные (National) и глобальные (Global) факторы. 
- 
	STEEP. На первый план выходят социальные отношения, технологии и этика (Ethical). 
- 
	STEEPLE. Дополнительно анализируют нормативно-правовые факторы и экологию. 
Основные факторы
Признаков макросреды или, по-другому, внешних факторов достаточно много. Рассмотрим наиболее важные:
- 
	Политические факторы. Их условно разделяют на внутренние и внешние. К внутренним относятся законодательство, субсидии, налоговая система, условия получения лицензий, защита прав потребителей и так далее. Внешние подразумевают соглашения и сотрудничество между странами, санкции, курсы валют. 
- 
	Экономические факторы. Оцените экономическую ситуацию в стране и мировые тенденции. Важно понять, растет экономика, падает или стагнирует. Учитывайте доступные льготы, инфляцию, ВВП, курс валют, доходы потребителей. Такие факторы помогают разобраться, какие именно обстоятельства в большей степени влияют на развитие бизнеса, и исходя из этого выстроить модель для работы. 
- 
	Социально-культурные факторы. К ним относят традиции, потребности населения, демографическую ситуацию, уровень образования и культуры. Иногда запреты настолько сильно влияют на общество, что практически равны законам. Яркий пример — мусульманские страны, в которых очень строго относятся к религиозным ценностям. Например, их жителям запрещено употреблять в пищу свинину, поэтому бизнес по продаже этого мяса здесь вряд ли будет прибыльным. 
- 
	Технологические факторы. Сегодня технологические процессы в той или иной степени влияют на все отрасли бизнеса. Учитывайте наличие патентного законодательства и возможностей для внедрения инноваций (особенно зарубежных в условиях санкций). В истории встречается много примеров, когда прорывная технология уничтожала целые сферы бизнеса. Например, портативные колонки пришли на смену музыкальным центрам, а flash-накопители заменили дискеты. 
  
Как выполнить PEST-анализ
    Для наглядного и эффективного проведения PEST-анализа создайте таблицу, в которую будете записывать результаты исследований (факторы и их оценку). Это поможет структурировать данные, представить их более наглядно и в итоге выбрать правильную стратегию развития.
Проведение PEST-анализа состоит из шести этапов: 
  
Шаг 1. Поиск факторов
Определите внешние обстоятельства, которые влияют на деятельность компании, согласно четырем категориям: политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological). Для этого лучше собрать команду специалистов и провести мозговой штурм. Количество факторов зависит от конкретного бизнеса. Составьте список.
Шаг 2. Оценка степени влияния
Присвойте каждому выявленному фактору оценку от 1 до 3 по степени его влияния на бизнес.
 
  Шаг 3. Оценка возможных изменений
На этом этапе лучше привлечь эксперта аналитики. Дайте факторам оценку от 1 до 5 по степени стабильности, где 5 — это постоянно меняющиеся или совершенно непредсказуемые процессы. Рассчитайте среднее арифметическое значение для каждого фактора.
Шаг 4. Определение реальной ценности
 
    Используйте формулу для расчета реального значения каждого фактора. Например: Ценность = Влияние × Изменчивость.
Шаг 5. Распределение факторов
Расположите все факторы в таблице по убыванию их числовых значений. Чем больше число — тем важнее фактор для анализа.
Шаг 6. Подведение итогов
На основе полученных данных определите, какие факторы требуют максимального внимания. Компания может скорректировать свою стратегию, чтобы минимизировать риски и использовать возможности внешней среды.
Дополнительно: добавьте рекомендации в таблицу
В таблицу можно вносить не только числовые данные, но и текстовые комментарии — например, действия, которые нужно предпринять в случае наступления определённой угрозы или изменения среды.
Как использовать результаты
Полученные результаты помогают заранее подготовиться к изменениям рынка. Например, если у населения падают доходы, они ищут товары по более низкой цене или вообще перестают их покупать. В таком случае компания может выпустить аналог дорогого продукта.
По результатам анализа у вас будут ответы на вопросы:
- 
	Выпускать новый продукт или нет? 
- 
	Выходить на новый рынок или сделать это позже? 
- 
	Какие моменты упустили при продвижении? 
  
Типичные ошибки
PEST-анализ принесет положительный результат только в том случае, если вы его правильно провели. Частые ошибки:
- 
	слишком обобщили информацию; 
- 
	не проверили данные; 
- 
	недооценили значимость некоторых обстоятельств. 
Избежать большинства ошибок поможет привлечение к проведению исследования опытных маркетологов и аналитиков.
Что важно запомнить
- 
	PEST-анализ — исследование, в ходе которого определяют обстоятельства внешней среды и оценивают их влияние на бизнес. 
- 
	Для исследования берут в расчет политические, экономические, социально-культурные, технологические, а также экологические, отраслевые, этические, правовые, национальные факторы. 
- 
	Для проведения PEST-анализа составьте список факторов, оцените их состояние и степень влияния. После этого рассчитайте ценность каждого фактора по готовой формуле и подведите итоги. 
- 
	От результатов исследования зависит возможность компании подготовиться к рискам и, как следствие, потенциальная прибыль. 
< читать Журнал
